Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современной России наблюдается устойчивый период старения населения. Ориентир на активное долголетие людей
является сегодня глобальным трендом, связанным с увеличением продолжительности жизни населения планеты. Увеличение продолжительности жизни связано с появлением новых возможностей, вызванных дифференциацией старшей возрастной группы, с выделением в ее структуре подгрупп «третьего» и
«четвертого» возраста. Критерием отнесения человека к той или иной группе
является не столько возраст, сколько потенциал каждого. К третьему возрасту относят тех, кто по календарному возрасту могут быть отнесены к группе пожилых или старых людей, но по человеческому и социальному потенциалу, по мотивации на продолжение профессиональной и общественно значимой деятельности, представляют значительный ресурсный потенциал общества.
Научная разработанность темы. Концепция активного долголетия разрабатывается учеными различных научных направлений. Обеспечение условий для достижения пожилыми людьми здорового долголетия обусловлено пониманием соответствующих факторов и условий и это стало предметом научного интереса исследователей. Среди основных факторов рассматриваются здоровье и здоровьесбережение. Эти вопросы рассматривали исследователи Н.П Боженко, М.С. Егорова, Э.С. Попова, Т.Н. Хаирова и др. Различные авторы акцентируют внимание на необходимости построения системы непрерывного обучения пожилых, в рамках которого особенно уделяется внимание информационно-коммуникационным технологиям. Над этими вопросами работали Г.Б. Кошарная, Е.В. Щанина, Т.С. Панина, Н.В. Павельева и др. Проблема исследования заключается в необходимости преодоления
противоречия между важностью обеспечения условий для активного
долголетия и обучения пожилых людей и недостаточной разработанностью
эффективных мер, направленных на решение этой проблемы.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость обучения пожилых людей как формы улучшения качества их жизни.
Объект исследования: процесс обучения пожилых людей как формы улучшения качества их жизни.
Предмет исследования: формы и методы обучения пожилых людей как формы улучшения качества их жизни.
Задачи:
1. Изучить варианты стимулирования пожилых людей в России на сохранение социальной активности.
2. Рассмотреть университеты третьего возраста в системе социально-педагогической адаптации для пожилых людей в России.
3. Описать организационно – педагогические условия обучения пожилых людей как формы улучшения качества их жизни.
4. Предложить методические рекомендации по организации обучения пожилых людей как формы улучшения качества их жизни.
Практическая значимость работы. Результаты теоретического и
практического анализа, выводы и рекомендации, предложенные в работе,
могут быть полезны при разработке муниципальных программ,
ориентированных на обучение пожилых людей и формирование их здорового долголетия.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарина, М.В Университеты «третьего возраста» в России и в Польше. Общее и различия / М.В. Азарина. – Rocznik Instytutu Polsko-Rosyjskiego. - 2017. - No1. - С. 24−31.
2. Архипова, О.В. Обучение как условие успешной адаптации пожилых людей / О.В. Архипова. –Социальное обслуживание. 2019. - No 2. - С. 29−33.
3. Беловол, Е.В. Активное старение / Е.В. Беловол, З.В. Бойко, И.В. Радыш, Е.Ю. Шурупова. –Технологии живых систем. - 2018. - No4. - С. 42−49.
4. Бирюкова, Л.М. Социально-адаптивные возможности народных ремесел / Л.М. Бирюкова, Л.Н. Чиркова. –Современные технологии. – М.: Аст-Пресс, 2019. − С. 177−179.
5. Боровикова, Я.В. Третий возраст в системе отечественной образовательной стратегии / Я.В. Боровикова. – Перспективы науки и образования. 2018. - No4. - С. 274−277.
6. Воробьева, А.Е Социально-психологические типы досуговой активности пожилых людей / А.Е Воробьева, А.А. Акбарова. – Вестник Тверского государственного университета. - 2019. - No1. - С. 89−99.
7. Варнавских, С.М. Воспитание творческой активности в условиях развивающей образовательной среды / С.М. Варнавских. – Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2013. – № 3. – С. 40-43.
8. Внедрение электронного образования и дистанционных образовательных технологий в организации. - URL:https://sites.google.com/site/otdelrazvitiaobrazovania/obrazovatelnyj- kontent/ucebnosetevye-proekty (дата обращения: 23.06.2023).
9. Джиемуратова, Г.А. Сотрудничество и возможности педагогической поддержки / Г. А. Джиемуратова. - Молодой ученый. - 2012. - № 12 (47). - С. 464-466. - URL: https://moluch.ru/archive/47/5834/ (дата обращения: 23.06.2023).
10. Ефимов, П.П. Направления использования современных информационных технологий в инновационной образовательной среде / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова. - Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 373-376. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6689/ (дата обращения: 23.06.2023).
11. Ефимов, П. П. Сущность инновационной образовательной среды / П. П. Ефимов, В. Н. Костин. – Молодой ученый. - 2014. - № 7. - С. 502–506.
12. Заметки про e-learning. - URL: http://blog.labmedia.su/2012/01/2012.html. (дата обращения: 23.06.2023).
13. Иржанова, А.А. Проблемы социальной адаптации пожилых людей в посттрудовой период / А.А. Иржанова. - Гуманитарные научные исследования. 2018. - No12. - С. 21−28.
14. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н Меньшикова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 128 с.
15. Маслов, В.И. Стратегическое управление персоналом в XXI веке: учебное пособие / В.И. Маслов. - М.: Эксмо, 2008. - 365 с.
16. Образовательная Галактика Intel. - URL: https://edugalaxy.intel.ru/ (дата обращения: 23.06.2023).
17. Полиенко, Г.Н. О специфике оказания услуг социального обслуживания гражданам пожилого возраста / Г.Н. Полиенко. –Работник социальной службы. - 2020. No2. - С. 15-19.
18. Панина, Т.С. Использование информационно-коммуникационных технологий в непрерывном обучении людей «третьего возраста» / Т.С. Панина. – Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - №. 3 (15). - С. 18 – 21.
19. Проектирование систем управления / Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем. - Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 384 с.
20. Серёжникова, Р.К. Прогностическая модель жизнетворчества личности / Р.К. Серёжникова, Л.А. Павлова. – Компетентностный подход в образовании: монография. / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2016. - С. 104–117.
21. Сушко, А. В. Оценка ценностей – один из инструментов управления мотивацией персонала [Текст] / А.В. Сушко - Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 7. – с. 82-89.
22. Управление внедрением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения: учебно¬ - методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / сост. А.Ю. Муратов. - URL: http://loktkom.ucoz.ru/Metod_otdel/vnedrenie_dot.pdf (дата обращения: 23.06.2023).
23. Управление инновациями: учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масаенников, В.М. Мишин. – М.: Высшее образование, Юрайт – издательство, 2009. – 711 с.
24. Хошимова, Ч.С. Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий / Ч. С. Хошимова. - Молодой ученый. - 2017. - № 9 (143). - С. 34-36. - URL: https://moluch.ru/archive/143/40108/ (дата обращения: 23.06.2023).
25. Черниковская, М.В. Факторы развития творческой активности в период обучения // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 2. - URL: https://human.snauka.ru/2015/04/10958 (дата обращения: 23.06.2023).